Ж у р н а л о к о м п ь ю т е р н ы х с е т я х и т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х т е х н о л о г и я х |
![]() |
![]() |
ПОИСК: | ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: | НОМЕР: | |||||||
ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | Номеров • Подписка |
УАТС и IP. Уже вместе А. Г. Барсков Традиционные УАТС уже давно обеспечивают многое из того, к чему производители средств передачи данных только стремятся, — высокую надежность, масштабируемость, неблокируемую работу, обработку транзакций в режиме реального времени, сбор детальной информации о трафике (биллинг). Просто все это оптимизировано для речевых коммуникаций. Теперь в УАТС есть и то, на что молятся столпы мира передачи данных, — в них есть IP, а сами они стали полноценными узлами IP-сетей. В майском номере журнала (см.: Сети и системы связи. 2000. № 6. С. 105) мы рассмотрели появившиеся сравнительно недавно альтернативные телефонные системы, которые, как утверждают их поставщики, готовы к тому, чтобы стать заменой традиционным учрежденческим АТС (УАТС). Наиболее перспективные образцы этих новинок используют пакетную обработку и транспортировку речевого трафика на базе IP-технологий. Новые игроки на рынке телефонии сразу же повели себя агрессивно, если не сказать нагло, и поначалу это привело к некоторому замешательству в рядах “старых телефонистов” — фирмы Alcatel, Lucent, Siemens, Nortel и другие испугались потерять часть своего доходного рынка. Но, быстро придя в себя, они дополнили свои платформы IP-средствами. При этом получившиеся у них решения внушают больше уверенности, чем предложения тех фирм, что пришли в телефонию из мира передачи данных. Традиционные УАТС, как мы их по старинке называем, давно уже перестали быть просто телефонными станциями. В процессе своего развития они превратились в коммуникационные серверы, подключенные к ЛВС и выполняющие транзакции в режиме реального времени практически со 100%-ной надежностью. Конечные пользователи крайне редко сталкиваются с проблемами в работе УАТС, а все потому, что в них реализованы мощнейшие средства диагностики и автоматического устранения неисправностей (самолечение). Телефонисты имеют огромный опыт в части системной интеграции, технического обслуживания и управления, и это одна из причин, почему обслуживание ряда крупнейших сетей передачи данных осуществляется сервисными центрами фирм, известных в первую очередь своими телефонными системами. IP-модернизация УАТС шла по трем основным направлениям. Это разработка IP-шлюзов, IP-телефонов и решений для удаленных/мобильных пользователей. На сегодня большинство ведущих производителей уже предлагают соответствующие продукты, причем (и это важно подчеркнуть) многие из них доступны российским покупателям (табл. 1). Эти продукты предназначены для станций OmniPCX 4400 (фирма Alcatel), Definity (фирма Avaya Communication, бывшее подразделение корпоративных сетей Lucent Technologies), Coral (фирма ECI), MD110 (фирма Ericsson), Meridian 1 (фирма Nortel Networks) и Hicom (фирма Siemens). Шлюзы — это экономия IP-шлюзы в составе УАТС позволяют делать то, к чему мы всегда стремимся, — экономить. Но в данном случае экономия не связана со сколько-нибудь существенными потерями. Обеспечивая связь удаленных УАТС через IP-сеть (рисунок), шлюзы сохраняют прозрачность телефонных функций, поскольку передают и телефонную сигнализацию, в том числе фирменную (например, ABC у Alcatel или MCDN у Nortel Networks). Собственно говоря, что касается сервиса, то здесь ситуация не сильно отличается от классической, когда УАТС связывались выделенными каналами, просто сигнализация “идет” по IP. Кстати, многие компании уже давно предлагали разделять речевой трафик и сообщения сигнализации и пересылать последние отдельно, в том числе и по IP-сетям. При использовании шлюзов по IP передаются и речь, и сигнализация. Теперь о минусах, связанных с экономией. По своему качеству связь через IP-сети, конечно, уступает связи через традиционные телефонные инфраструктуры. Но здесь все определяется в первую очередь самой IP-сетью, а не телефонными системами. По мере развития технологий, обеспечивающих качество обслуживания в IP-сетях, ситуация здесь постепенно улучшается, и на сегодня для внутрикорпоративных телефонных переговоров качество IP-телефонной связи вполне приемлемо. Кроме того, используемые в УАТС шлюзы постоянно отслеживают качество связи (табл. 2) и, если оно становится ниже заданного уровня, переводят соединения в традиционные сети. Большинство IP-шлюзов выполнены в виде плат/модулей, устанавливаемых в штативы УАТС. Что касается алгоритмов кодирования речи, то здесь наиболее популярны обычная импульсно-кодовая модуляция (G.711), а также механизмы G.723 (5,3/6,3 Кбит/с) и G.729 (8 Кбит/с), обеспечивающие приличное сжатие сигнала. Все производители, предоставившие нам информацию, обеспечили соответствие своих шлюзов рекомендации H.323. Вместе с тем перспективный протокол SIP не реализован пока ни в одном из продуктов, хотя ряд специалистов, в частности из компании Alcatel, упомянули о планах по его поддержке. Поддержка H.323 означает, что шлюзы способны обслуживать соответствующие этой рекомендации терминалы. В качестве последних могут выступать, например, мультимедийные ПК с программой NetMeeting корпорации Microsoft. Впрочем, функциональность этих терминалов будет ограничена той, что определена в H.323. Куда больше предоставят вам фирменные IP-телефоны, которыми тоже могут быть укомплектованы УАТС. ***
| ![]() |
![]() |
Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. | ![]() |