Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Компьютер на службе правосудия

А. М. Койляк

Cейчас, наверное, трудно представить себе организацию, которая не использовала бы информационные технологии (ИТ) в своей работе. Но какова при этом их эффективность, что реально привносит компьютер в нашу работу — облегчает ее, дополняет новыми возможностями или же является чем-то вроде игрушки на рабочем столе? Эти вопросы, несомненно, беспокоят в числе прочих и многих председателей судов. С одной стороны, использование передовых технологий довольно дорогостоящая затея, с другой — неправильное их применение не приносит желаемых результатов и создается впечатление, что закупка вычислительной техники, прокладка сетей и т. д. всего лишь, так сказать, дань времени.

В предлагаемой статье нам хотелось бы поделиться с читателями опытом внедрения ИТ, затронув при этом не только чисто технические аспекты, но и человеческий фактор, а именно то, как работники суда воспринимают новые подходы к работе, что реально им дает компьютер.

Ни для кого не секрет, что судебная система в достаточной степени консервативна. Видимо, сказывается каждодневное неукоснительное соблюдение законов, инструкций, правил, и поэтому любое нововведение воспринимается настороженно. По-другому и не может быть, и это подтверждает высказывание одного из пользователей системы в канцелярии Судебной коллегии по гражданским делам: “Когда компьютеры впервые появились в нашей канцелярии, мы спрашивали друг друга: что с ними делать и зачем они нам нужны, когда и так дел невпроворот? Но какое-то внутреннее чувство подсказывало, что они действительно могут нам помочь. Мы не понимали, чего от нас хотят программисты, но видели, что и им не совсем ясно, чего мы хотим. Однако шаг за шагом, преодолевая трудности и недопонимание, мы наконец начали говорить с ними на одном языке, ПО беспрерывно дорабатывалось, а мы переучивались.

В начальный период работы с компьютерами дел у нас не убавилось, а, скорее, наоборот, прибавилось. И в то же время в чем-то стало легче, а в чем-то сложнее, ведь приходилось выполнять всю прежнюю работу да еще дублировать ее на компьютере. И вообще, мы больше доверяли бумаге, чем экрану монитора. Но сейчас мы убеждены в том, что компьютер действительно нам помогает: в считанные секунды можем выдать любую справку о состоянии дела, подготовить необходимые сводки, статистическую отчетность. Часть сопроводительных документов, которые нам раньше приходилось готовить вручную, теперь формируются в системе автоматически. Мы считаем, что время и усилия, потраченные на освоение новой технологии, не прошли впустую, и полагаем, что без компьютеров нам уже не обойтись”.

Полную версию данной статьи смотрите в 12-ом номере журнала за 2002 год.

Приступая к автоматизации процесса судебного делопроизводства Верховного Суда Российской Федерации, мы старались не отходить от сложившихся принципов и правил работы, но в то же время понимали, что наша основная цель — внесение чего-то нового, что могло бы помочь сотрудникам суда, т. е. мы должны создать технологию, способную заложить принципы и подходы, которые были бы надежными в условиях постоянного изменения требований инструкций, законов, нацеленных на осуществление реформы судебной системы. Поэтому решение, над которым мы сейчас работаем в Верховном Суде, несколько отличается от традиционных подходов к созданию систем, основанных на базах данных (БД).

В процессе реализации нашей идеи мы пришли к выводу, что нам необходим некий инструментарий, который позволял бы динамически изменять структуру БД без потери имеющейся информации, автоматически создавать интерфейсную часть рабочих мест, был гибким и не имел ограничений по характеру и виду получаемых результатов запросов.

Еще в 1995 г. мы предложили реализовать данную идею сотрудникам научно-исследовательского центра “АГОРА”, которые уже тогда занимались разработкой автоматизированных технологий в сфере судебного делопроизводства и имели опыт и знания в создании подобных систем. Рассмотрим основные компоненты получившейся в результате автоматизированной системы (АС).

Базы данных картотек и управления

Ядром АС судебного делопроизводства является БД картотек судебных документов, в которой непосредственно хранится информация по жалобам, протестам, данным по делам, участникам судебных процессов и т. д. всех инстанций Верховного Суда Российской Федерации. В качестве СУБД используется ПО фирмы Oracle, поскольку объем хранящейся информации достаточно велик: только один отдел проверки судебных решений в порядке надзора регистрирует около тысячи жалоб в день.

База данных управления содержит описание структур таблиц, алгоритмов обработки информации и отвечает за автоматическое формирование интерфейсных частей системы. Администратор, используя этот модуль, может вносить изменения в структуру системы, управлять связями и информационными потоками между картотеками, разграничивать доступ пользователей к хранящейся информации.

После выполнения описания таблиц и реквизитов, установления связей, определения перечня справочников, используемых в конкретной картотеке, в системе автоматически формируется SQL-сценарий, который создает физическое представление новой картотеки в БД судебных документов. На основе созданного описания картотеки в БД управления автоматически формируется рабочее место пользователя данной картотеки.

Интерфейс пользователя

Нужно отметить, что нам удалось создать единую интерфейсную часть, которая соответствует требованиям всех категорий пользователей среди работников суда: полнота представления информации сочетается в ней с удобством навигации и поиска данных по делам и жалобам. Принцип деления общего объема данных картотеки на так называемые этапы органично вписывается в процессуальный порядок прохождения дела с момента его поступления в суд до вынесения решения или приговора по делу. В дополнение к этому предусмотрена настройка каждого рабочего места под нужды конкретного пользователя, включая возможность выделять наиболее частые запросы из множества доступных, переупорядочивать представление полей БД, определять перечень шаблонов документов, которыми оперирует данный пользователь.

Внешне, например, рабочее место секретаря, регистрирующего уголовные дела, ничем не отличается от рабочего места секретаря по гражданским делам, разница между ними — в самом наполнении БД и представлении информации. Такой подход значительно упрощает внедрение и освоение пользователями принципов применения технологии, о которой идет речь. Серьезным подспорьем для них, в частности, является раздел работы с документами. Заложенный в систему принцип формирования любого документа по заранее созданному шаблону, используя уже введенные данные по делам, значительно упрощает процедуру генерирования всех сопроводительных документов, таких, как повестки, телеграммы, уведомления и т. д.

БД SQL-запросов

Выделение названной в заголовке раздела базы в отдельную, самостоятельную часть комплекса обусловлено необходимостью обработки данных не только основной базы картотек, но и “второстепенных” БД, не задействованных напрямую в процессе судебного делопроизводства. Ряд приложений, взаимодействующих с этой базой, позволяют создавать новые запросы, определять внешний вид их представления, наделять пользователей правами на просмотр полученных результатов. Отображающая часть указанной подсистемы встроена в рабочее место пользователя, на котором осуществляется “привязка” запроса к БД картотеки судебных документов. Другой вариант реализации отображающей части используется в единой справочной службе суда, выполненной на базе интрасети и аккумулирующей информацию от всех подразделений суда.

БД статистики

Требования к формам и перечню статистических показателей деятельности судов постоянно меняются. Наряду с уже утвержденными формами отчетности мы в своей работе используем наши собственные внутренние расчетные формы, с помощью которых можно более глубоко и детально анализировать состояние дел в суде, производить оценку их работы в регионах.

База данных судебной статистики связана с базой данных картотек только на уровне настроек — таким образом, любые изменения в структуре форм первичного учета не влекут за собой необходимость переписывания БД статистики, достаточно лишь изменить необходимые настройки. И наоборот, если нам нужно получить ряд дополнительных статистических показателей или любую новую форму, изменения будут касаться только БД статистики.

Банк данных судебных решений

Сегодня у нас существует острая необходимость иметь в своем распоряжении БД определений и решений Верховного Суда Российской Федерации. Судьи в своей работе часто используют такие правовые БД, как “Консультант Плюс”, “Гарант”, “Кодекс”, “Референт”, “Эталон” и др. Но источником данных по судебным решениям для подобных систем, конечно же, является суд, и где как не в суде такая информация должна быть наиболее достоверна! Наша подсистема хранит данные по судебным решениям не только в текстовом виде, но и в графическом. Все опубликованные в печатной форме определения Верховного Суда сканируются, оцифровываются и заносятся в БД (на сегодняшний момент в ней насчитывается более 20 тыс. подобных документов). Теперь в своей работе судьи могут обращаться не только к электронно-текстовому представлению ранее вынесенного приговора, но и к графической копии бумажного оригинала, выполненной в электронном виде, в которой исключаются всякие ошибки, внесенные переводом документа в текстовый вид.

Разработанная система классификаторов и рубрикаторов позволяет значительно сузить размер выборки по запросу, а использование картриджа Oracle interMedia Text совместно с пакетом Russian Context Optimizer сводит время поиска, даже по фразам вхождения в текст приговора, до считанных секунд.

База данных картотек связана с банком данных судебных решений — таким образом, работая с любой карточкой, вы можете осуществить выборку судебных решений по тому или иному делу. Понимая, что подобная информация представляет интерес не только для одного суда (судьи областных, районных судов тоже должны иметь санкционированный доступ к информации такого рода), мы ведем разработки и в этом направлении.

Описываемая структура нашего комплекса судебного делопроизводства является довольно устойчивой, и, как вы видите, в ней нет жестких связей и каждый компонент может функционировать самостоятельно. Цель наших разработок заключается именно в том, чтобы связать информацию, поступающую из различных подразделений суда, с тем чтобы получать наиболее полную картину о состоянии дела в суде.

Мы уже прошли первую стадию автоматизации: практически каждый участок оснащен вычислительной техникой и специальным ПО. Мы уже многого достигли, однако, по словам главного идеолога указанных разработок — начальника отдела правовой информатизации Верховного Суда Российской Федерации С. А. Крюкова, “настоящий эффект может быть ощутим только тогда, когда, так сказать, контур будет замкнут, когда по любой жалобе, поступившей в суд, система подготовит полную справку о предварительном обращении гражданина, предварительном рассмотрении дела по этому вопросу, автоматически подготовит всю информацию, необходимую судье для его рассмотрения”.

Нам представляется, что принципы и подходы, которые мы используем в процессе автоматизации судебного делопроизводства Верховного Суда, могут стать основой создания соответствующих компонентов единой государственной автоматизированной системы “Правосудие” и быть полезными не только для работников нашего суда, но и для остальных судов Российской Федерации.

Об авторе
Койляк Андрей Михайлович,

заместитель начальника отдела правовой информатизации
Верховного Суда Российской Федерации
Телефон: (095) 927-9214
E-mail: koylak@supcourt.ru


мфо профи кредит




  
12 '2002
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Если мерить в "Супердомах"...

• Парад "великих магистров"

• Консалтинговый договор: полезные советы

локальные сети

• Серверы нового поколения

• Сервер Dell побеждает

• Данные на ладони

• Охлаждение оборудования в монтажных шкафах

• Медиаконвертеры расширяют границы сетей

корпоративные сети

• Windows для пользователей Unix

• Держим оборону против спама и спамеров

• Компьютер на службе правосудия

услуги сетей связи

• Новая волна VoIP

• Реорганизация телефонной службы поддержки клиентов

• Тестирование телекоммуникационных протоколов: проблемы и подходы

• Тестирование системы сигнализации: от кабеля до ОКС7

защита данных

• Электропитание: думай о миллисекундах

• Руководство по компьютерной безопасности для начинающих

• Прикрывайте Web-тылы!

новые продукты

• Новые серверы Primepower; Интеллектуальные сети связи Tellin; Novell выпускает четвертую версию ZENworks for Desktops; Серверы ProLiant стали мощнее; ИБП Green-Point с переключаемой фазностью


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх