Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Нижегородский форум Инфокоммуникаций

В. В. Гуров

Серия региональных конференций Министерства РФ по связи и информатизации, которые посвящены обсуждению хода выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия” в 2003 г., стартовала 14 мая в Москве. Свою работу она продолжила в Нижнем Новгороде, где собрала 180 участников из 15 областей Приволжского федерального округа (ПФО). Как и в прошлый раз, организацией и проведением конференции занималась редакция журнала “Сети и системы связи”.

“Перейдя от изучения вопроса к пилотному проектированию, мы сможем двинуться вперед и начать массовое внедрение информационных технологий” — так, открывая приволжский форум, охарактеризовал текущий этап реализации программы “Электронная Россия” первый заместитель министра Российской Федерации по связи и информатизации А. В. Коротков. Эти технологии, подчеркнул зам. министра, эффективны при условии их применения в соответствии с принципами демократического общества и правового государства, предусматривающими их доступность всем слоям населения вне зависимости от региона проживания. Вместе с тем новые технологии несут в себе и новые угрозы, и построение на их основе системы управления государством, развитие электронной коммерции и телемедицины требует большого напряжения сил от специалистов, занимающихся вопросами информационной безопасности. И руководство страны в полной мере осознает это. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно отмечали важность развития отечественной индустрии информационных технологий, и в том числе вопросов, связанных с безопасностью, что нашло свое отражение в Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2010 г., в проекте Среднесрочной программы Правительства на 2003—2005 гг. и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Говоря о развитии рынка ИТ в нашей стране, зам. министра отметил наличие устойчивого спроса на интегрированные системы корпоративного управления. В заключение А. В. Коротков подчеркнул важную особенность программы “Электронная Россия”: она служит инструментом координации развития инфокоммуникационных технологий и информатизации страны в целом.

ПФО в зеркале “Электронной России”

Рост активности на местах, по мнению первого заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С. Г. Новикова, свидетельствует о качественном изменении понимания роли ИТ в современном обществе. Например, в Башкортостане утверждена программа информатизации органов государственной власти на 2003—2010 гг. В Мордовии большинство ИТ-мероприятий проходят в рамках республиканской программы построения информационного общества. Принята целевая программа “Электронная Удмуртия”. Пермская область победила в тендере по двум пунктам перечня программных мероприятий ФЦП — “Российскому порталу развития” и концепции единой государственной системы управления и передачи данных.

С. Г. Новиков выделил два наиболее важных аспекта программы — повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций и развитие инфраструктуры для предоставления услуг населению. Так, объем государственных закупок в целом по стране превышает сумму 800 млрд р. в год, из них четверть приходится на ПФО. Модернизация системы государственных закупок позволяет, в частности, экономить средства, необходимые для повышения зарплаты работникам бюджетной сферы. Еще пример — эксперимент в Тольятти по использованию электронной цифровой подписи при оформлении экспортно-импортных операций значительно сэкономил время, благодаря чему в кратчайшие сроки на экспорт было отправлено более 500 автомобилей.

Региональные аспекты программы “Электронная Россия” нашли отражение и в докладе первого заместителя губернатора Нижегородской области Ю. П. Сентюрина. Руководство области своей важнейшей задачей видит создание регионального “электронного правительства”, однако для ее решения сначала необходимо сформировать соответствующее правовое пространство и поднять уровень компьютеризации и “интернетизации” населения. В сентябре прошлого года был открыт Интернет-сайт, представляющий областные органы исполнительной власти, который предполагается трансформировать в официальный портал Нижегородской области. С целью повышения оперативности обмена информацией на электронный документооборот будут переведены подразделения органов государственной власти и местного самоуправления, их информационные ресурсы также будут объединены. В настоящее время в области разрабатывается соответствующий пилотный проект. Результатом его реализации станет создание информационных ресурсов коллективного пользования, внедрение новых технологий и перспективных моделей анализа и моделирования социально-экономических процессов. Из-за ограниченного бюджета не всегда имеется возможность финансировать новые проекты, поэтому к новым задачам приходится адаптировать уже существующие разработки — в частности, геоинформационно-аналитическая система “Транспорт” модернизируется для проведения мониторинга социально-экономической ситуации в регионе. Ю. П. Сентюрин внес предложение создать рабочий орган по вопросам реализации программы “Электронная Россия” на местах, в который стекалась бы вся информация о выполнении проектов и консолидировались ресурсы для более быстрого решения общих для всех регионов задач.

Инфраструктура

ОАО “ВолгаТелеком” — крупнейший оператор связи ПФО, обладающий мощной и разветвленной телекоммуникационной сетью. Как сообщил его генеральный директор В. Ф. Люлин, именно на базе этой сети функционируют проекты: “Электронное правительство” (реализован доступ в Интернет для органов местного самоуправления в 8 районах Нижнего Новгорода и 49 районах Нижегородской области, подключено 351 муниципальное предприятие социальной сферы, открыт республиканский центр обработки данных в Чебоксарах); “Электронная коммерция” (предоставлены услуги по созданию сетей скоростного доступа, проектированию и строительству корпоративных сетей, доступ к Интернет 150 банкам); “Дистанционное образование” (подключены к сети Интернет порядка 696 школ и лицеев, 211 университетов, вузов и колледжей, 63 библиотеки и музея) и “Телемедицина” (обеспечен доступ в Интернет более 40 лечебных учреждений и медицинских центров, а также проведение видеоконференций и дистанционных консультаций специалистов).

Компания “ВолгаТелеком” предоставляет весь диапазон услуг передачи данных. Новой услугой для нее, спрос на которую постоянно растет, является построение корпоративных сетей организаций, офисы которых расположены в пределах одной области, республики или же находятся в разных регионах. Специалисты “ВолгаТелеком” разрабатывают проекты построения корпоративных сетей для Сбербанка России, Пенсионного фонда, Министерства по налогам и сборам и других организаций. Одним из наиболее важных является проект межрегиональной мультисервисной сети Поволжья, который разрабатывается с целью создания виртуальных сетей крупных корпоративных клиентов, прежде всего государственных структур, участвующих в реализации программы “Электронная Россия”, и для решения корпоративных задач по обмену информацией между филиалами “ВолгаТелеком”. В настоящий момент проектируется межрегиональная сеть, оценивается объем ее трафика. Первый сегмент сети будет сдан в эксплуатацию совсем скоро — в конце этого года.

Министр связи Республики Татарстан Р. Г. Залялов рассказал о проекте мультисервисной сети передачи данных, реализуемом на базе ГУП УЭС “Таттелеком” в интересах республиканских и федеральных органов государственной власти, предприятий и населения. Основная задача информатизации в Татарстане — создание республиканской интегрированной системы управления, объединяющей информационные системы органов власти, предприятий, общественных организаций и персональные системы. Для этого необходимы квалифицированные кадры, информационные инфраструктура и ресурсы, а также инфраструктура безопасности. Указанная информационная система создается, обслуживается и развивается на основе комплекса единых правил, методологии, нормативов и законов. Создание ее осуществляется за счет как бюджетных, так и внебюджетных финансовых источников.

Строящаяся мультисервисная сеть охватит все города и районные центры республики. Поверх нее органы государственной власти, предприятия и организации всех форм собственности могут строить собственные корпоративные сети. Такая архитектура “большой” сети позволит отказаться от финансирования дублирующих магистралей и развивать только периферию, что даст экономию средств в размере 1,5—2 млрд р. Созданные на базе общей магистрали корпоративные сети предоставят возможность организациям работать в едином информационном пространстве, обеспечивая электронный документооборот, передачу речевой и видеоинформации. Кроме того, мультисервисная сеть реализует для населения такие услуги, как IP-телефония, видео по запросу и многие другие. К концу года отрасль связи республики планирует освоить 1350 млн р. капиталовложений. В целях привлечения дополнительных инвестиций в развитие инфокоммуникационного сектора экономики Татарстана ведется активная работа по подготовке к подписанию соглашения между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Кабинетом министров Республики Татарстан о сотрудничестве в рамках ФЦП “Электронная Россия”. Таким образом создаются необходимые правовые, организационные, экономические и научно-технические предпосылки для вхождения Татарстана в российское и мировое информационное пространство.

О выполненных проектах в сфере информатизации рассказал заместитель директора МУП “Аналитический региональный центр информационных систем” (АРЦИС) г. Пензы К. В. Морозов. Он отметил, что в настоящее время центром завершены работы по развертыванию корпоративной городской сети передачи данных и осуществлен ее запуск, модернизирована ЛВС администрации города с внедрением технологии ЭЦП, осуществляется поставка программно-технического комплекса для ведения земельно-имущественного кадастра, ведется обучение специалистов, выполнены научно-исследовательские изыскания по теме “Телемедицина”. Кроме того, совместно с управлением МНС по Пензенской области АРЦИС реализует пилотный проект по созданию системы сдачи в электронном виде по каналам связи бухгалтерской и налоговой отчетности.

Информатизация органов государственной власти

В качестве инструмента реализации программы реформирования системы управления общественными финансами и базиса “электронного правительства” представил собравшимся республиканскую информационно-аналитическую систему (РИАС) начальник управления ИТ Администрации Президента Республики Чувашия Д. А. Назипов. На сегодняшний день РИАС включает в себя республиканскую телекоммуникационную сеть, компьютерные комплексы в органах власти, инфраструктуру общественного доступа, систему защиты, поддерживает ЭЦП, имеет необходимое организационно-кадровое обеспечение. Мозгом системы является республиканский центр обработки данных, в котором, в частности, имеются серверы на базе процессора Itanium. В центре хранится банк данных РИАС, формируемый на основе информации муниципальных банков данных, а кроме того, он обеспечивает функционирование централизованных для всех органов власти систем электронной почты, администрирования и информационной безопасности. За оставшееся до конца года время будут созданы высокоскоростные сети во всех районных центрах республики с подключением к ним муниципальных органов власти и учреждений. Около половины средних общеобразовательных школ в Чувашии уже подключены к Интернет.

На проблемах региональной информационной политики, в частности на согласовании внутриведомственных целей и интересов с общими для государства и данной территории целями и интересами, остановился выступивший далее председатель Нижегородского областного комитета государственной статистики А. Н. Голубцов. С целью избежать распыления финансов и материальных средств, многократного ввода данных и обеспечить полноту и целостность картины социально-экономического и финансового положения региона в Нижегородском облкомстате создана центральная БД. В ее основу положена система социально-экономических показателей, разработанная с учетом стоящих перед регионом проблем. С некоторыми ведомствами заключены соглашения о взаимном обмене информацией по определенному перечню показателей. В настоящее время соответствующий блок центральной БД по Нижегородской области содержит информацию от 38 ведомств, в том числе от МНС, Федерального казначейства, УВД, Приволжского таможенного управления, ГУ ЦБ РФ и др. Вся формирующаяся в нем (блоке) информация в дальнейшем отражается в статистических, информационно-аналитических материалах, представляемых органам региональной власти. И это — один из основных элементов интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области, реализуемой областным правительством.

Практическим опытом Центра информатизации органов государственной власти Республики Мордовия поделился на конференции его руководитель И. П. Начкин. Работы в центре проводятся в соответствии с республиканской целевой программой информатизации, равно как и с программами развития информационных систем министерств, госкомитетов и ведомств. Финансирование проектов осуществляется из бюджета республики, за последний год на эти цели потрачено 12,5 млн р. Сейчас в Мордовии функционируют вычислительная сеть, объединяющая корпоративные системы Главы администрации и аппарата Правительства, Государственного собрания Республики Мордовия, представительства Главного федерального инспектора в ПФО, ведущих министерств, государственных комитетов и ведомств. Имеется система электронной почты, объединяющая услуги почты Интернет, ГАС “Выборы”, президентской почты UD-TERM. Республикан-ский центр информатизации, филиал ОАО “ВолгаТелеком”, АКБ “Мордовпромстройбанк”, МГУ им. Н. П. Огарева и ряд других организаций представлены в сети Интернет своими Web-серверами. Главным направлением дальнейшего развития информатизации госорганов республики является создание региональной телекоммуникационной сети с единой программной средой и республиканской системы распределенных баз данных, посредством которой служащие смогут получить доступ к разнообразным информационным ресурсам.

Начальник Управления информационных систем администрации Кировской области А. В. Панкратов выделил следующие задачи реализуемой в его регионе программы информатизации: объединение усилий заинтересованных организаций, их дифференциация по экономическому, социальному, образовательному и т. п. направлениям, межведомственная координация, подготовка специалистов, обеспечение информационной безопасности. В качестве объекта информатизации на первом этапе выбраны органы власти и управления. Приняты региональные целевые программы, тексты которых опубликованы на официальном сайте правительства области www.gov-vyatka.ru. С целью координации взаимодействия ведомственных информационных систем и ресурсов, а также законодательного закрепления правил обмена информацией в области создан Совет по информатизации; в его задачи, помимо вышеупомянутых, входит разработка рекомендаций по защите информации, привлечению финансирования, плюс обучение специалистов по ИКТ.

Культура, наука и образование

Использование новых коммуникационных технологий, в первую очередь Интернет, привело к развитию взаимодействия учреждений, хранящих культурное наследие как на национальном, так и на международном уровне.

В связи с этим директор Центра по проблемам информатизации сферы культуры Минкультуры России А. В. Черных подробно остановился на вопросах “электронной культуры” — новой сфере деятельности, связанной не только с созданием электронных версий объектов культурного наследия, но и с произведениями, которые изначально создавались в электронной форме. Одним из примеров успешной реализации проектов по созданию интегрированных информационных ресурсов по культуре докладчик назвал шотландский проект SCRAN, предназначенный для образовательных целей. Это сеть мультимедиа-ресурсов по истории человечества и материальной культуре. Реализация проекта характеризуется тремя важными моментами. Во-первых, оцифровка ресурсов музеев, библиотек и архивов оплачивалась из бюджета. Во-вторых, доступ образовательных учреждений к ресурсам предоставляется на основе продажи лицензий школам и вузам. И в-третьих, проект привлекателен для образовательных учреждений тем, что не просто предоставляет доступ к каталогу высококачественных ресурсов, но и имеет специально подготовленные информационные пакеты, соответствующие учебным программам.

Затем о роли Нижегородского государственного университета в реализации ФЦП “Электронная Россия” в ПФО рассказал проректор ННГУ Р. Г. Стронгин. В университете, констатировал он, разработаны и выполняются программы подготовки специалистов по управлению информационными ресурсами и технологиями, сформирована система переподготовки учителей школ в сфере ИКТ, реализуется программа дистанционного образования в ПФО, в семи городах области созданы факультеты дистанционного обучения (один из дистанционных курсов — по русской классической литературе — получил диплом ВВЦ). Далее Р. Г. Стронгин отметил факт осуществления координации программ информатизации образования и формирования единой образовательной среды в ПФО. Так, в самое ближайшее время силами специалистов ННГУ должна быть создана телекоммуникационная инфраструктура для подключения общеобразовательных учреждений к компьютерным сетям и открыты компьютерные классы для доступа к сети Интернет.

О деятельности рабочей группы по ИКТ, в состав которой вошли ведущие ученые вузов, специалисты промышленных предприятий и организаций области, внедряющих информационные технологии, поведал присутствующим на конференции первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Саратовской области В. Г. Желтков. Он говорил о том, что качество подготовки саратовских специалистов по ИТ не раз высоко оценивалось на международных конкурсах — например, в прошлом году команда программистов из Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского завоевала второе место на 26-м чемпионате мира по программированию в г. Гонолулу (США), став при этом чемпионом Европы. При Саратовском государственном техническом университете действует авторизованный учебный центр компьютерных технологий, в котором, помимо вопросов образования, занимаются консалтингом и разработкой ПО. Примером высокоэффективной системы непрерывной подготовки персонала является создание на базе АО “Саратовский подшипниковый завод” инновационно-технологического центра.

В области действует также новая компьютерная лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием для обучения работе в сети Интернет и использованию современных систем автоматизированного проектирования; осуществляется информационное сопровождение целевой переподготовки кадров. Так, преподавателями СГУ и СГТУ разработан ряд специализированных учебных курсов, по которым ведется дистанционное обучение через сеть Интернет.

Активно развивается в регионе многоуровневая система обучения руководящего персонала без отрыва от производства. Оно ведется в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства. Правительство совместно с учеными и специалистами вузов разработали проект концепции реформирования и развития единого информационного пространства Саратовской области. В ней определены основные направления долгосрочной информационной политики в регионе и меры по ее реализации, направленные на формирование интегрированной информационной среды, а также учтены современные мировые тенденции развития информационных технологий и телекоммуникаций в приложении к потребностям и возможностям региона. Саратовская программа реформирования управления финансами на базе ИКТ вошла в число победителей конкурса инновационных региональных и муниципальных программ. Предприятия и организации области активно участвуют в мероприятиях ФЦП “Электронная Россия”. В частности, в прошлом году на проект информатизации образования, разработанный СГУ, было выделено 2,2 млн р. В рамках этого проекта ведется создание ЛВС во всех учебных заведениях области, компьютеризируются научные библиотеки, формируется сегмент академической компьютерной сети. С целью повышения эффективности работы органов власти в области осуществляется работа по внедрению ИКТ в сферу государственного управления. Разработан проект типовой интегрированной информационно-аналитической системы регионального министерства, на реализацию которого планируется израсходовать порядка 2 млн р. В результате здесь появится АС управления промышленностью, поддерживающая электронный документооборот, и будет сформировано единое отраслевое информационное пространство.

Экономика и бизнес

Вопросы внедрения информационных технологий в налоговую систему осветил руководитель Межрегиональной инспекции по Приволжскому федеральному округу МНС России С. В. Зайков. Он особо подчеркнул необходимость государственной централизации данного процесса. Внедрение до конца 2003 г. в управлениях программного комплекса “СЭД-регион”, по его мнению, позволит полностью перейти на безбумажный документооборот в рамках МНС. Кроме того, с целью сведения к минимуму затрат на междугородные переговоры создается территориально распределенная учрежденческая телефонная сеть с выходом в ТфОП. Все управления округа имеют постоянное подключение к Интернет и собственные сайты. В Саратовской области практически все юридические лица сдают налоговую отчетность в электронном виде (на магнитных носителях), а в Нижегородской области некоторые налогоплательщики начали “безбумажный отчет” по каналам связи. В Республике Татарстан же по каналам связи отчитываются уже 477 налогоплательщиков.

Об эксперименте по внедрению основанной на технологиях XML, ЭЦП и СУБД Oracle системы электронного декларирования рассказал на конференции заместитель начальника управления, начальник информационно-технической службы Приволжского таможенного управления В. В. Глухов. Система состоит из двух составляющих — подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа. Первая выполняет функции формирования сведений о товарах и транспортных средствах и на их основе — составления электронной таможенной декларации и осуществления обмена электронными документами с подсистемой таможенного органа. Вторая включает в себя узел обработки информации, в БД которого содержатся полученные от декларантов сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, а также соответствующие АРМ, оснащенные необходимыми программными средствами. В целом система базируется на Web-технологии и ее дальнейшее развитие предполагается осуществлять в направлении централизации функций таможенного оформления и унификации форматов документов.

О проекте создания “Центра электронных услуг” в ПФО для реализации ФЦП “Электронная Россия” сообщил директор автономной некоммерческой организации “Учебно-научный центр информационной безопасности Приволжского федерального округа” (АНО “УНЦИБ ПФО”) А. В. Гришин. Центр должен обеспечить основу для таких направлений использования Интернет-технологий, как электронный документооборот, организация корпоративных сетей, Интернет-витрин, систем “банк—клиент” и электронной торговли. Учебно-научный центр является одной из организаций по внедрению систем электронного документооборота и торговли с использованием ЭЦП и по подготовке соответствующих специалистов. Министерство РФ по связи и информатизации поддержало предложение о делегировании АНО “УНЦИБ ПФО” полномочий по организации опытного проекта удостоверяющего центра и созданию информационно-маркетингового центра в Республике Марий

Эл. Начало реализации проекта “Центр электронных услуг” — II квартал этого года. Создание инфраструктуры ЭЦП в ПФО завершится к марту 2004 г.

Развитию корпоративного технопортала для ведения электронного бизнеса и практике таможенного оформления товаров в электронной форме с применением ЭЦП был посвящен доклад начальника центра развития информационных технологий ОАО “АвтоВАЗ” Ю. В. Катьянова. В нем нашли отражение такие аспекты деятельности центра, как юридическое обоснование электронного декларирования, цель, ожидаемые результаты и хронология эксперимента. Работа, проведенная в 2002 г. создателями экспериментального ПО из ГП “НИЦ СПбГЭТУ”, специалистами “АвтоВАЗа”, Тольяттинской таможни и информационно-технической службы Приволжского таможенного управления, позволила создать необходимую техническую инфраструктуру для внедрения электронного декларирования. Опытная ее эксплуатация показала, что информационный обмен между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами нужно организовать таким образом, чтобы обеспечивалась автоматизированная и безопасная интеграция их информационных систем, упрощались процедуры таможенного оформления и контроля, повышалась их оперативность, автоматически подтверждалось пересечение объектом границы и прибытие груза. ПО таможенного портала должно иметь “интеллектуальные” возможности и функции поддержки принятия решений. В качестве ОС, под управлением которой работает серверная часть системы электронного декларирования, разработчиками выбрана ОС Microsoft Windows 2000 Server. Дирекция же по информационным системам ОАО “АвтоВАЗ”, в обязанности которой входит эксплуатация системного ПО, выразила пожелание эксплуатировать систему электронного декларирования под управлением ОС Linux из-за ее лучшей защищенности от несанкционированного доступа и вирусов, более гибкого администрирования и стремительного развития функциональных возможностей.

Информационные системы

Созданию на базе технологии XML инфраструктуры пространственных данных, которая обеспечивала бы доступ к детальной картографической информации для принятия управленческих и бизнес-решений, посвятил свое выступление заместитель руководителя Федеральной службы геодезии и картографии России А. Н. Прусаков. По оценке экспертов ООН, до 80% объема данных, необходимых для органов государственной власти, представляют собой пространственно “привязанную” информацию, т. е. информацию, отнесенную к каким-либо географическим объектам. К настоящему времени практически во всех органах государственной власти, в том числе и в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и коммерческих структурах, накоплены значительные объемы пространственных данных. Организованные в виде баз и банков, они служат основой для разработки прикладных информационно-аналитических систем и автоматизированных систем для ведения отраслевых кадастров. В то же время доступ к этим данным, их обработка и последующее восприятие затруднены из-за их разнородности.

В своем докладе А. Н. Прусаков предложил комплекс мероприятий по созданию в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных, предусматривающий совместную и скоординированную работу многих министерств и ведомств РФ — Роскартографии, Минсвязи, Минэкономразвития, Минпромнауки, ФСБ, Минобороны, Минимущества, МПР, МЧС, Госстроя, Росземкадастра, Росгидромета, Росавиакосмоса, Госстандарта, Госкомстата, Минфина и др.

В свою очередь, директор информационно-вычислительного центра администрации Пермской области

Б. Г. Путиевский сообщил о создании регионального сегмента единой информационной системы, обслуживающей органы власти. Центр сегмента располагается в г. Перми, а его узлы — на территории районов области. Проект носит комплексный характер, и в нем реализуется единый методологический подход. Центр обеспечивает выполнение таких базовых функций, как взаимодействие регионального сегмента в Пермской области с системой управления и передачи данных ПФО, с местными центрами обработки данных, расположенными в районных центрах области, а также с узлами единых городских информационных магистралей города Перми; подключение к ресурсам системы региональных управлений федеральных ведомств и органов государственной власти на территории областного центра, органов муниципального самоуправления государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из федерального и местного бюджетов; сбор, хранение и обработка данных регионального значения, используемых абонентами системы, управление ресурсами и мониторинг состояния каналов связи, сетевого и серверного оборудования.

Имеющиеся в Нижегородской области наработки по созданию областной автоматизированной системы экологического мониторинга (АСЭМ) и геоинформационной системы территориального комплексного кадастра природных ресурсов (ГИС ТККПР) для поддержки принятия управленческих решений в сфере экологической безопасности предложил использовать начальник отдела Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области А. А. Воронин. Существующая система экологического мониторинга ориентирована на контроль и оценку состояния отдельных компонентов окружающей природной среды и ресурсов применительно к деятельности тех или иных министерств и ведомств. Отсутствие же методического единства и единых требований при формировании информационных экологических ресурсов создает большие трудности при работе с ними. По мнению докладчика, накопленный в области опыт работы по созданию отдельных элементов областной АСЭМ и ГИС ТККПР может помочь комплексно оценивать экологическую обстановку на территории регионов РФ и прогнозировать ее развитие на перспективу.

В продолжение темы директор ярославского регионального кадастрового центра “Земля” С. Н. Богомолов рассказал об использовании трехмерной модели местности для оптимального управления территориями в границах субъекта федерации и муниципальных образований.

Начальник отдела связи и информатизации департамента экономического развития и инвестиций администрации Самарской области В. Б. Абрамов и ведущий научный сотрудник ОАО “Информационные сети Поволжья” В. А. Цыбатов проинформировали о проекте территориальной автоматизированной информационной системы (ТАИС) для поддержки принятия региональных управленческих решений. Департамент разрабатывает ТАИС с 1999 г. Она выполняет функции информационной поддержки принятия решений, формирования и отработки последних на основе социально-экономических моделей территории, анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона в отраслевом и территориальном плане. Система ориентирована как на сотрудников департамента, так и на отдельных профессионалов, занимающихся прогнозно-аналитической деятельностью. Главными отличительными характеристиками системы, по мнению разработчиков, являются: единая модель данных, охватывающая все аспекты социально-экономической деятельности региона, сбалансированность получаемого прогноза по всем приложениям и подсистемам; одновременное формирование прогноза относительно всех параметров; верификация и коррекция исходной информации по состоянию региона, а также восстановление недостающей информации.

Об “электронном муниципалитете” Нижнего Новгорода сообщил начальник управления информационного обеспечения администрации города В. А. Доронин. В данной информационной системе, отметил он, ежегодно обрабатывается свыше 20 тыс. писем граждан и юридических лиц, ведется служебная переписка, осуществляется контроль исполнения всех документов. В ближайших планах муниципалитета — внедрить систему в районных администрациях и других подразделениях, а также встроить в нее механизмы обработки электронных сообщений и авторизованной справочной службы, дающей возможность гражданину получить информацию о том, на какой стадии рассмотрения находится его обращение. Для ведения электронного фонда нормативных актов администрации и городской Думы Нижнего Новгорода в 2000 г. создана подсистема “Официальные документы администрации”. К тому же в администрации города уже несколько лет работает сквозная технология автоматизированной обработки градостроительной информации: сформирован электронный фонд растровых дубликатов топопланов города в масштабе 1:500; на его основе спроектирован адресный план застройки города; ведутся работы по созданию и мониторингу электронных схем зонирования территории города (водоохранные, историко-культурные и другие зоны), ведению планов проектной информации, подготовке чертежей градостроительных паспортов.

Телемедицина

Вопросы использования телемедицинских технологий в здравоохранении Нижегородской области осветил в своем докладе руководитель регионального телемедицинского центра, заместитель главного врача Нижегородской областной клинической больницы им. Н. А. Семашко

В. М. Леванов. Сейчас в области работают несколько ТМ-центров, в которых консультируются и диагностируются больные, которые в дистанционном режиме могут получить квалифицированную медицинскую помощь по вопросам кардиологии, педиатрии, онкологии, хирургии, дерматологии, неврологии и пр. Имеется и опыт международного сотрудничества с ТМ-центрами Германии и Швеции.

В соответствии с областной программой информатизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования большинство медицинских учреждений области за последние два-три года получили доступ к электронной почте и сети Интернет. С февраля 2002 г. осуществляется проект “Телемедицина для сельских районов Нижегородской области”, в котором принимают участие 3 областные и 15 центральных районных больниц, областная научная медицинская библиотека. Основные направления проекта — проведение телеконсультаций, обучение врачей районных больниц ТМ-технологиям, рассылка по электронным каналам связи новой медицинской литературы.

На примере кардиологических больных выяснилось, что в 77,2% обращений для уточнения диагноза и получения рекомендаций по лечению оказалось достаточно ТМ-консультации, направлять на дальнейшее обследование пришлось менее трети обратившихся за консультацией. Всего за 2002—2003 гг. в зарубежных, федеральных и областных медицинских учреждениях нижегородскими

ТМ-центрами проведено более 200 телеконсультаций. За последние три года количество таких консультаций и образовательных мероприятий возросло в пять раз.

Имеется определенный опыт проведения научных и клинических конференций (и участия в них), административных совещаний, лекций и семинаров по видеоконференц-связи. Регулярно московские ученые читают для нижегородских врачей дистанционные лекции по нейрохирургии, педиатрии, кардиохирургии. Нижегородскими центрами также проведено несколько видеосеминаров по неврологии, дерматологии, профпатологии, эндокринологии с врачами других городов России. С 2003 г. видеоконференц-связь используется при проведении сеансов с арзамасским городским телемедицинским центром, что позволяет проводить мероприятия по повышению квалификации для врачей ближайших районов. Внедрена перспективная система дистанционного анализа электрокардиограмм. Работа над ведением проекта осуществляется совместно с московскими центрами с 2000 г.

В настоящее время Министерством здравоохранения Нижегородской области готовится перспективная программа информатизации отрасли, один из разделов которой посвящен телемедицине. По заданию представительства Минздрава РФ в ПФО начаты работы по координации деятельности, касающейся внедрения ТМ-технологий в регионах округа: создана Секция телемедицинских технологий при Координационном совете по здравоохранению ПФО, принята единая Концепция, разрабатывается программа развития телемедицинских услуг в округе.

На пути к информационному обществу

Впервые проблема информационного неравенства в обществе была обозначена в отчете экспертной группы ООН по информационным технологиям три года назад. Позднее в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой лидерами стран “восьмерки”, была выражена их приверженность предпринимаемым усилиям по его преодолению. При исследовании проблемы цифрового неравенства определяющую роль играет мониторинг. Центр международного развития при Гарвардском университете и компания IBM разработали методику “Готовность к информационному миру: руководство для развивающихся стран” (www.readinessguide.org). Образован международный экспертный совет по преодолению информационного неравенства — Digital Opportunity Task Force (DOT Force). Исследования данного вопроса проводятся и в нашей стране. На методике оценки “цифрового неравенства” в рамках ФЦП “Электронная Россия” остановился в своем докладе академик РАЕН, Президент Уральского компьютерного форума В. В. Бордюже. По мнению докладчика, она должна основываться на таких критериях, как удельное (на душу населения) количество подключений к Интернет, объем регионального трафика, уровень образования, количество информационных ресурсов в регионе.

Директор Пермского центра НТИ А. В. Трусов предложил рассматривать информационно-инновационный портал как основу регионального комплекса научно-технической информации. Докладчик представил его в виде системы, включающей в себя навигационный портал федерального округа и портал регионального центра научно-технической информации. Проект состоит из базового информационного блока, блока привлеченных ресурсов, сервисного интерактивного блока, блока электронной торговли, конференций, форумов, обсуждений и электронных изданий. В основу развития портала положена базовая электронная модель единого информационного пространства региона. В этой модели предусмотрено создание и ведение БД технической информации, способной удовлетворить потребности государственных органов, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Директор государственного учреждения Республики Марий Эл “Информсреда” В. И. Абдулаев, в свою очередь, назвал электронные библиотеки “ключевыми приложениями государственного сектора ИКТ”. Практическая реализация такой концепции должна опираться на совокупность информационных технологий, обеспечивающих функционирование электронной библиотеки как портального решения. Среди них важное место занимают технологии создания и поддержки коллекций электронных документов, содержащих описания структур различных органов власти, регламенты операционной деятельности их служб, нормативную, программно-целевую, статистическую и аналитическую информацию. Такие коллекции должны содержать тысячи документов, подлежащих длительному хранению, поэтому необходимо применять специальные методы, обеспечивающие для создателей коллекций эффективные средства управления ими, а для пользователей — удобные средства навигации и поиска документов.

Реализации республиканской целевой программы “Электронная Удмуртия” посвятил свое выступление заместитель начальника Управления аналитического обеспечения и информационных ресурсов Администрации Президента и Правительства Республики Удмуртия А. В. Хайдаров. Программа принята в прошлом году, и на ее реализацию планируется выделить из республиканского бюджета 253 млн р., из них порядка 20 млн — в этом году. Ожидается, что в результате выполнения программы парк ПК уже к 2005 г. вырастет в четыре раза, а к 2010-му — в шесть раз, примерно во столько же раз увеличится объем рынка информационных услуг и ПО, а доля сектора ИКТ в экономике республики к 2010 г. составит не менее 2% ВВП. На порядок возрастет число пользователей Интернет — до 30% населения республики. Широкое распространение, особенно в сельских районах, получат пункты коллективного доступа в Сеть. В результате развития инфраструктуры доступа цены на подключение к Интернет к 2005 г. снизятся почти вдвое. На сегодняшний день в республике успешно реализована программа предоставления коммутируемого доступа в Интернет из любого населенного пункта Удмуртии, при этом деньги за междугородное соединение с клиентов не взимаются, — платит за него сам провайдер — ООО “Ижком”. Этот опыт вполне может быть применим в любом субъекте РФ с невысокой обеспеченностью населения.

***

По окончании конференции состоялся “круглый стол” на тему “Практика и проблемы формирования механизмов реализации ФЦП “Электронная Россия” в Приволжском федеральном округе” с участием первого заместителя министра РФ по связи и информатизации А. В. Короткова и заместителя начальника управления по координации ФЦП “Электронная Россиия” С. Г. Семушкиной.





  
10 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Нижегородский форум инфокоммуникаций

бизнес

• Собеседование: как правильно оценить кандидата

инфраструктура

• ИБП в параллель

• Тестируем адаптеры iSCSI

• Сканируя эфир

информационные системы

• Как бороться с текучкой в call-центрах

• Корпоративные системы мгновенного обмена сообщениями

• Корпоративный контакт-центр

• Базы данных как источник сетевых заторов

сети связи

• Сети сигнализации будущего

• Процедура предварительного уведомления как один из путей усовершенствования протокола RSVP

• Хот-споты набирают силу

• Поставщики услуг хот-спотов: общие цели, уникальные достоинства

кабельные системы

• Высокоскоростной доступ по нескольким медным парам

• Маркирование кабельных систем по стандарту TIA/EIA-606-A

защита данных

• Сделайте свою сеть безопасной

новые продукты

• Switch 7700: возврат на рынок корпоративных решений


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх