Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Тематический план
Отдел рекламы
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Инфокоммуникации на Урале

В. В. Гуров

Пятая по счету региональная конференция Минсвязи “”Электронная Россия” — человеку, бизнесу, обществу”, организованная журналом “Сети и системы связи”, состоялась 22 октября 2003 г. в Екатеринбурге.

Информатизацию в национальном масштабе следует рассматривать как одну из наиболее приоритетных задач любого современного государства. Поэтому Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе (УрФО) П. М. Латышев считает, что реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия” на территории округа должна прежде всего повысить качество жизни его населения за счет более эффективного решения проблем в таких сферах, как социальная, экономическая и сфера управления.

Согласно ФЦП, доля продукции индустрии информационных технологий (ИТ) в российском ВВП к 2007 г. должна возрасти с нынешних 0,5 до 2%, а объем ее экспорта — увеличиться в 15—20 раз. Программа предполагает проведение реформы нормативного регулирования рынка ИТ, их внедрение в деятельность государственных организаций, частного сектора, а также создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение крупномасштабной инфраструктуры инфокоммуникаций. Кроме того, планируется подключение к сети Интернет вузов и школ, создание электронных библиотек, введение телемедицины в практику работы врачей и т. д.

В конце прошлого года в УрФО был создан комитет по реализации ФЦП “Электронная Россия”. Под его эгидой, в частности, осуществляется внедрение проекта комплексной системы социально-экономического мониторинга муниципальных образований в Тюменской, Челябинской областях и Ханты-Мансийском АО. Основными направлениями информатизации в УрФО на 2003—2004 гг. являются внедрение единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД), обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации, а также подключение органов исполнительной власти и бюджетных учреждений к компьютерным сетям. Во всех субъектах федерации, входящих в УрФО, оба направления реализуются за счет регионального бюджета.

Обобщая опыт

По мнению министра РФ по связи и информатизации Л. Д. Реймана, в наступающем году ключевой проблемой в области ИКТ станет совершенствование законодательной базы субъектов, округов РФ, в данном случае — Уральского федерального округа. Создать на региональном уровне благоприятные условия для развития инфокоммуникаций — дело критически важное. Достичь этого предполагается, используя разработку адекватной нормативно-правовой базы, соответствующей федеральному законодательству. Например, за основу разработки регионального законодательства, регулирующего вопросы информационной открытости государства, следует брать Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 “Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти”. Здесь министр выразил готовность принять участие в формировании концепции законодательства УрФО в сфере ИКТ.

Применение ИКТ, использование их в повседневной жизни ведет к созданию большого количества программно-аппаратных комплексов и информационных систем (ИС), которые постепенно составят инфокоммуникационную инфраструктуру округа. Известно множество случаев, когда создаваемые ИС либо базируются на разных платформах, либо используют разные форматы представления данных, — все это затрудняет совместное использование информационных ресурсов и интеграцию таких систем, снижает эффективность взаимодействия органов государственной власти, населения и бизнеса. Учитывая это, необходима разработка единых технологических стандартов и форматов представления данных для их размещения в ИС.

Создание единого инфокоммуникационного пространства УрФО также предполагает выработку комплексной программы информатизации округа. Большинство действующих программ информатизации субъектов УрФО разрабатывались в конце 90-х годов. Сегодня появились новые цели, ставятся новые задачи, поэтому необходимо провести анализ и корректировку региональных программ. Механизм согласования программы информатизации УрФО с ФЦП “Электронная Россия”, по мнению министра, могла бы выработать Государственная комиссия по информатизации. В этом отношении Минсвязи тоже готово оказывать организационно-методическую помощь. Л. Д. Рейман считает, что в региональных программах должны быть четко определены приоритетные направления развития ИС с учетом социально-экономических задач на среднесрочную перспективу. В качестве первоочередных таких задач министр предложил рассмотреть социально значимые проекты, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов власти с населением, например введение “социальных карт” и организацию пунктов коллективного доступа в Интернет.

Одна из основных причин неудач выполнения ряда проектов в области информатизации кроется в их недостаточно детальной проработке. На сегодняшний день принято считать, что для запуска очередного проекта достаточно пояснительной записки и проектно-сметной документации. Минсвязи предлагает изменить такой подход и при разработке проектов опираться на другую схему. Прежде всего следует четко определить, какие задачи призван решить данный проект. Далее нужно кратко описать его, включая принципиальные решения и требования, предъявляемые к информационному, программному, техническому и телекоммуникационному обеспечению. Обязательно рассмотреть правовые, организационные, финансовые и материально-технические аспекты проекта и его особенности. Затем необходимо разработать и представить календарный план его реализации, а также просчитать укрупненную смету затрат. И наконец, сформулировать экономическое обоснование, описывающее выгоды от реализации данного проекта. По мнению министра, работа над подобным пакетом документов прежде всего позволит его авторам самим оценить реальность проекта, что в дальнейшем, несомненно, принесет только пользу .

Анализ структуры капиталовложений в проекты по информатизации показал неравномерность их финансирования со стороны субъектов УрФО. Значительное увеличение ИТ-бюджетов произошло, в частности, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В Свердловской области этот бюджет увеличился в два раза, по сравнению с бюджетами других субъектов его можно считать небольшим. В Тюменской области расходы на информатизацию остались на прежнем уровне, а ИТ-бюджет Курганской области и вовсе сократился. В бюджете Челябинской области на информатизацию никаких средств не выделено вообще. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в регионах не реализуется полный комплекс мероприятий в области развития информатизации, а это приводит к увеличению “цифрового неравенства” — даже в рамках одного федерального округа. Преодолеть сложившийся дисбаланс можно следующими способами: во-первых, уделять больше внимания вопросам как бюджетного, так и внебюджетного финансирования ИТ-проектов; во-вторых, реализовывать их с участием нескольких субъектов УрФО, заключил свое выступление Л. Д. Рейман.

Строя инфокоммуникации

Формирование и удовлетворение потребностей клиентов в телекоммуникационных и информационных услугах, участие в построении глобального информационного общества XXI века — такова миссия компании “Уралсвязьинформ”. Как сообщил ее генеральный директор В. И. Рыбакин, сегодня доля компании на рынке услуг междугородной и международной связи в УрФО составляет 71%, местной связи — 79, Интернет-услуг — 35, мобильной связи — 55, прочих услуг — 40%. В текущем году уровень телефонизации достиг 20,9%, планируется, что в 2005 г. он увеличится до 25,3%. В 2003 г. выручка и операционная прибыль составят 19 и 5,4 млрд р. соответственно, а объем капитальных вложений в развитие производства — 7,5 млрд р., в последующие годы планируется инвестировать в развитие связи УрФО до 8 млрд р. ежегодно.

Основными направлениями развития инфокоммуникаций станут модернизация телефонной сети с применением технологий пакетной коммутации, строительство мультисервисных и интеллектуальных сетей, внутризоновых ВОЛС и РРЛС, развитие широкополосного и радиодоступа, сотовой инфраструктуры, Интернет-сервисов, кабельного и цифрового эфирного телевидения. В соответствии с планом капитального строительства до 2006 г. будут построены 1,5 тыс. линий связи, что позволит покрыть цифровой связью все райцентры, находящиеся на территории УрФО.

На этой же территории предлагается предоставлять такие услуги, как телеобучение, телемедицина, видеоконференции, визуальный контроль за ситуацией на улицах, передача телеметрической информации. Все это позволит сэкономить бюджетные средства. Например, в Ямало-Ненецком АО на полеты самолетов санитарной авиации затрачиваются огромные средства, при этом, как показала практика, необходимыми оказываются только 20% вылетов. Внедрение телемедицины даст возможность человеку вовремя получать квалифицированную консультацию и медицинскую помощь, снизит число бесполезных вылетов. Недостаток же учебных пособий в сельских школах может быть компенсирован внедрением телеобучения.

На границе

Юго-восточное региональное пограничное управление ФСБ России осуществляет охрану российско-казахстанского участка государственной границы с 1 апреля 1998 г. В его ведении находятся части пограничного контроля и пропускные пункты, включая автомобильные, железнодорожные и воздушные, — всего, как сообщил начальник отдела пограничного контроля названного управления О. А. Луцких, их насчитывается порядка ста. Главными задачами, стоящими перед органами пограничного контроля, являются обеспечение (в тесном взаимодействии с государственными правоохранительными и контрольными органами) управления движением через государственную границу людей, транспортных средств, товаров, грузов и животных, недопущение въезда/выезда лиц, которым он закрыт в установленном порядке. Так, за три квартала текущего года на участке регионального управления были пропущены 9 млн человек, в пропуске через государственную границу отказано 6 тыс. человек.

Основная работа органов пограничного контроля заключается в определении прав человека на пересечение государственной границы согласно имеющимся у него документам. С этой целью был выпущен специальный справочник, содержащий, в частности, перечень лиц, разыскиваемых органами правопорядка. Сложившаяся на сегодняшний день обстановка у юго-восточных границ России характеризуется крайней нестабильностью, ростом напряженности и обострением различных кризисных ситуаций, в том числе связанных с терроризмом и наркобизнесом. Все это настоятельно требует, чтобы при охране государственной границы применялись более современные технические средства. Таким средством для пограничного контроля является, например, подсистема автоматизированного контроля машиносчитываемых паспортов (ПАКМСП) “Каскад”. В соответствии с международной практикой и в целях совершенствования порядка оформления и контроля паспортно-визовых документов в России начиная с 1993 г. создана общегосударственная автоматизированная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов. ПАКМСП — это часть данной системы, которая развертывается в пунктах пропуска через государственную границу.

С помощью ПАКМСП решаются следующие задачи: автоматическое считывание данных паспортно-визовых документов, проверка установочных данных на лиц, следующих через государственную границу, по банку данных оперативного учета утерянных и похищенных документов, лимиту виз и консульскому списку; проверка подлинности паспортно-визовых документов и выявление в них преднамеренных изменений установочных данных; обеспечение возможности автоматического считывания фотографий владельцев в предъявляемых ими национальных паспортах; предоставление справочной информации по номенклатуре, особенностям и способам защиты документов; сбор, обработка и передача в автоматизированные системы спецслужб персональных данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства; накопление количественных и персональных данных о фактическом пересечении границы; статистический анализ и многие другие.

Данная подсистема представляет собой совокупность типовых АРМ, серверов и сетевого оборудования, объединенных в ЛВС. ПАКМСП “Каскад” оснащена техническими средствами обеспечения обмена данными с вычислительными центрами спецслужб России, вышестоящими органами пограничного контроля и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В субъектах округа

В Курганской области проживает миллион человек, и насчитывается 450 муниципальных образований. Но, по словам начальника Информационного управления Администрации области М. А. Камнева, из них к сети Интернет “официально” подключены только пять, остальные образования планируется подключить в 2004 г. Впервые расходы на информатизацию были прописаны отдельной строкой в бюджете области на 2001 г. На сегодня уже созданы портал Администрации области, бизнес-портал, на очереди — информатизация социальной сферы. Разрабатывается пакет “АРМ губернатора” для поддержки процесса принятия управленческих решений, составной частью которого является геоинформационная система.

Одной из самых больших проблем региональной информатизации М. А. Камнев считает кадровую: с одной стороны, налицо нехватка специалистов, способных реализовывать ИТ-проекты, с другой — все еще слишком мало людей, которые в состоянии эффективно пользоваться плодами информатизации. Существует и еще одна проблема — широкое распространение пиратского ПО. В результате его применения создаются информационные ресурсы, в лучшем случае несовместимые между собой. Необходимо принятие оптимальных решений по выработке открытых и совместимых стандартов ИКТ, программных и технических средств с учетом интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов.

Показатель уровня компьютерной оснащенности служащих органов государственной власти Тюменской области к началу 2003 г. достиг 80%, что составляет более 1600 пользователей, — такую цифру привел в своем докладе начальник Управления транспорта и связи Администрации области В. Н. Корнаухов. Внедрение инфокоммуникаций в области в соответствии с ФЦП “Электронная Россия” осуществляется в три этапа. На первом этапе в областном центре начато строительство городской высокоскоростной сети на базе ВОЛС общей протяженностью более 30 км, соединяющей 22 здания органов государственной и муниципальной власти. Объем финансирования данного проекта составляет 17 млн р.

На втором этапе, используя высокоскоростные магистральные каналы ОАО “Уралсвязьинформ”, предполагается соединить областной центр с 17 районными центрами и четырьмя городами. На это из бюджетных средств области будет потрачено 130 млн р. Реализация данного этапа проекта позволит защитить процесс обмена информацией, интегрировав сети РУВД, прокуратуры, подразделений ОГПС, ГОЧС, налоговой инспекции и др. органов власти, а также появится возможность обеспечить трансляцию государственного телевизионного канала на юге Тюменской области. Проект должен окупиться в течение пяти лет за счет экономии расходов из областного бюджета.

На третьем, заключительном этапе планируется соединить общей информационной сетью райцентры с остальными населенными пунктами, что гарантирует всем жителям Тюменской области доступ в единое информационное пространство не только области, но и всей Российской Федерации. Будут созданы условия для массового распространения ИТ и завершения формирования единой инфокоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Тюменской области.

Применение ИКТ уже сегодня оказывает положительное влияние на состояние экономики области и способствует развитию бизнеса. Формируется система электронной торговли, позволяющая значительно снизить издержки областного бюджета при проведении конкурсов и сократить потери при осуществлении государственных закупок. В 2002 г. был создан информационно-маркетинговый центр “Промышленность юга Тюменской области”, содержащий единую БД о продукции и услугах, которая доступна через Интернет всем гражданам, хозяйствующим субъектам и органам государственной власти.

В мае 2003 г. начаты работы по внедрению системы автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД). На внедрение “электронной канцелярии” и “электронной библиотеки” в Тюменской областной думе из областного бюджета выделены 1,8 млн р. На 2004 г. запланировано внедрение САДД в Администрации Тюменской области, что сократит издержки, в том числе за счет высвобождения части технического персонала. Для обеспечения прозрачности деятельности региональных органов управления и доступности государственных информационных ресурсов функционируют официальные сайты областной администрации, думы, ГУВД и ряд других.

Наиболее значительные успехи информатизации Свердловской области достигнуты в сферах управления государственным имуществом и землей. Как сообщил начальник Управления автоматизации и телекоммуникаций Правительства обла-сти С. Н. Толстых, соответствующие специализированные программные комплексы разработаны и внедряются в муниципальных образованиях.

Создание и внедрение системы казначейского исполнения бюджета позволит сократить время движения бюджетных средств, направленных непосредственно бюджетополучателям. Эта работа уже начата в текущем году и требует принятия тщательно выверенных законодательных, технических и программных решений, в том числе связанных с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В сфере информатизации образования Свердловская область ориентируется на формирование информационно-образовательного пространства. В связи с этим необходимо в массовом порядке повысить квалификацию учителей. Организационной основой послужит проект, связанный с созданием на территории области 54 школьных методических центров, обладающих необходимыми ресурсами. Основные же усилия по информатизации здравоохранения в Свердловской области будут направлены на разработку и внедрение программных средств в амбулаторно-поликлинической службе, врачебной практике, земской медицине.

В прошлом году губернатор Свердловской области поставил задачу внедрить электронный документооборот на всей ее территории. С этой целью в программе информатизации органов государственной власти предусмотрено создание интегрированной информационной системы на базе традиционных систем документооборота.

Реализация концепции “электронного правительства” Свердловской области началась с создания сайтов органов исполнительной власти. На 2004 г. запланировано открытие так называемой “электронной приемной”. Это комплекс решений, посредством которого каждый пользователь сможет обратиться к правительству в интерактивном режиме, проследить за движением своего обращения и получить квалифицированный ответ.

Электронные услуги

В Челябинской области Интернет-экономика пользуется государственной поддержкой с 2001 г. За это время построены более 1790 км ВОЛС, отметил в своем докладе первый заместитель начальника Главного управления материальных ресурсов Челябинской области С. Ю. Сушков. Это привело к тому, что область стала экспериментальной площадкой для организации электронных государственных закупок. Надо сказать, что в Челябинской области существует достаточно жесткая система централизации всех государственных закупок, сводный областной заказ составляет 6 млрд р., 67% из них расходуется через названное управление на конкурсной основе.

В рамках программы развития электронной торговли создан и функционирует координационный совет, возглавляемый первым заместителем губернатора, определены технический оператор — челябинский филиал ОАО “Уралсвязьинформ”, и системный оператор — производственно-коммерческая компания “Уралэлектрокомплект”, сформированы единые технологические условия функционирования системы госзакупок. Создана электронная система классификации, включающая справочник цен на все товары и услуги, которые производятся в Челябинской области и за ее пределами.

Основные проблемы при внедрении данной программы — недостаточная правовая поддержка функционирования электронной системы госзакупок, в частности в вопросе согласования казначейской системы исполнения бюджета и электронных госзакупок. Обе системы внедряются параллельно, управляются разными операторами, обладают разными возможностями, и на сегодняшний день в них отсутствуют интеграционные компоненты, необходимые для формирования заявок, резервирования бюджетных средств и гарантии оплаты.

Форма доступа в Интернет с применением электронных почтовых ящиков уже давно и успешно используется в Свердловской области. Пионерами здесь выступили Екатеринбургский почтамт и Нижнетагильский узел почтовой связи. Как констатировал начальник Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области В. Е. Ладыгин, в настоящее время электронная почта работает во всех узлах и отделениях почтовой связи, фактически вытеснив услугу телеграфа.

В 45 городах и райцентрах области действуют 58 пунктов доступа в Интернет, в которых в целом насчитывается 88 клиентских мест. Развитие пунктов коллективного доступа в Интернет в области началось задолго до их широкомасштабного внедрения по всей России в рамках программы “Киберпочта”. Так, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле пункты коллективного доступа функционируют с 1995 г.

В ряде отделений почтовой связи Свердловской области посредством Интернет можно оформить подписку на периодические издания. Проводятся работы по созданию сети Интернет-магазинов, оказываются свыше 50 электронных услуг, в том числе прием коммунальных платежей. Новые технологии, включая действующий Интернет-магазин, демонстрировались на выставке “ИнфоКом—2003”. По итогам выставки Управление ФПС Свердловской области было награждено дипломом и золотой медалью за внедрение новых информационных технологий в сфере оказания услуг почтовой связи.

Целенаправленные работы по информатизации в Новом Уренгое ведутся примерно с 2000 г., отметил А. А. Прилуцкий, начальник Управления ИТ Администрации города. Проект “Электронный город Новый Уренгой” был взят за основу межрегионального проекта “Комплексные системы социально-экономического развития муниципальных образований на платформе ИКТ”, который в настоящее время разрабатывается под эгидой комитета по реализации ФЦП “Электронная Россия” при Полномочном представителе Президента РФ в УрФО. В качестве отдельных мероприятий ФЦП в рамках данного проекта создана система доступа граждан и юридических лиц к государственным и муниципальным информационным ресурсам. На основе сайта Администрации города Новый Уренгой разработан типовой проект официального сайта органов местного самоуправления.

В Новом Уренгое внедрена и успешно функционирует автоматизированная система казначейского исполнения муниципального бюджета. Сейчас ведутся работы по созданию комплексной системы автоматизации бюджетного процесса на базе типовых решений для организации полного цикла прохождения платежей из средств местного бюджета и организации муниципальных закупок в электронной форме. Закончено внедрение АС управления землепользованием и недвижимостью. В рамках проекта “Муниципальный регистр населения”, финансируемого из бюджета города, в паспортно-визовых службах (ПВС) внедрена информационно-поисковая система. Ведутся работы по организации электронного обмена данными между ПВС, городским отделом ЗАГС и линейным отделом внутренних дел по станции Новый Уренгой с предоставлением сводной статистической отчетности в Администрацию города.

Осуществлено подключение первой очереди бюджетных организаций к сети Интернет и организовано единое прохождение электронной почты. Создан общегородской сервер правовой информации, на котором размещается полный комплекс популярных информационно-правовых систем, полнотекстовая база данных нормативно-правовых документов, принимаемых на местном уровне. Разработан механизм осуществления централизованного контроля расходования средств местного бюджета на приобретение вычислительной техники, программных продуктов и ИТ-услуг и принято соответствующее распоряжение мэра.

Вот уже восемь лет при техническом руководстве ВНИИПВТИ в Сургуте развиваются муниципальные информационные системы. По словам председателя комитета по информатизации и сетевым ресурсам города Е. Н. Поплавского, на сегодняшний день всего насчитывается 52 такие системы, некоторые из которых интегрированы друг с другом. Это предметные БД по населению, предприятиям, недвижимости, финансам, управляемые соответствующими уполномоченными организациями. Так, за БД недвижимости отвечает непосредственно Кадастровый центр. Компания “Сургуттел” проложила ВОЛС по всему городу. Разработанная во ВНИИПВТИ архитектура ИС обеспечила их интеграцию и возможность формирования системы обобщающих показателей. В Сургуте развиваются финансовые и платежные системы, в частности системы оформления муниципального заказа, казначейского планирования и формирования бюджета, началось внедрение “социальных карт”.

Интеграция систем

О проекте по созданию регионального центра телемедицины в УрФО рассказал директор курганской информационной корпорации “Экспресс Информ” В. С. Рымар. Он дал определение телемедицины как “медицины, некритичной к расстояниям”. На сегодняшний день созданы два федеральных центра телемедицины, которые, по его словам, никак не связаны между собой. Причина этого — отсутствие единого решения в данной сфере деятельности. Чтобы связать оба центра, предлагается организовать пилотный проект, для реализации которого УрФО обладает всеми необходимыми научно-медицинскими и техническими кадрами, а также подходящими для проверки телемедицинских технологий условиями — обширными удаленными территориями.

В Министерстве природных ресурсов (МПР) РФ все еще отсутствует единая ИС, посетовала в своем выступлении директор РосНИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов Н. Б. Прохорова. Существующие в министерстве экологическая, водная и геологическая службы традиционно формируют свои БД изолированно друг от друга, что затрудняет их работу. С одной стороны, стремление ведомств монополизировать право пользования информацией о природных ресурсах негативно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов, а с другой — очевидна необходимость интеграции ведомственных и административных информационных систем.

По инициативе Администрации Свердловской области в 2000 г. институт начал разработку Кадастра водных ресурсов. В области протекает более 1200 рек, и информация по всем им, а также по озерам, гидротехническим сооружениям и т. д. была помещена в БД кадастра. В настоящее время она активно используется, к ней формируются всевозможные запросы, генерируются отчеты, таблицы и справки — в том числе и для МПР России.

По словам директора Института математики и механики Уральского отделения РАН В. И. Бердышева, еще в 1998 г. была разработана программа информационного обеспечения социально-экономического развития Свердловской области. На сегодняшний день академическая сеть региона связана с Москвой каналом пропускной способностью 32 Мбит/с и объединяет пять научных центров — Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Челябинска и Сыктывкара.

Проект электронной библиотеки, разработанный в институте, стал стандартом де-факто не только в РАН, но и в других организациях. В отделении работает суперкомпьютер МВС-1000, совокупная пиковая производительность которого достигает 70—80 млрд операций в секунду. Разрабатываются программно-аппаратные средства для Интернет-трансляций и организации многосторонних видеоконференций. С помощью этого решения, в частности, была организована трансляция в Сети выступлений прошедшей конференции.

АТМ-сеть, объединяющая вузы Екатеринбурга и интегрированная с сетью РАН, насчитывает 50 км ВОЛС, а ее пропускная способность достигает 640 Мбит/с, продолжил “академическую” тему директор Центра компьютерных технологий Уральского государственного университета К. Э. Ловцкий. На базе этой сети проводится апробация новых технологий, в частности IP v.6, MPLS, и видеоконференций.

Сети доставки контента (Content Delivery Networks — CDN) олицетворяют собой новое направление развития сетевых технологий. В этом году специалисты центра проводят испытания CDN-решений на сетях Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Ярославля. В этой связи, по мнению К. Э. Ловцкого, представляется целесообразным узаконить понятие “научно-образовательная сеть”, предусмотрев для нее упрощенный порядок лицензирования и льготные тарифы с целью стимулировать рождение новых идей.

В соответствии с соглашением между Администрацией Полномочного представителя Президента РФ в УрФО и Федеральной службой геодезии и картографии России Уральский региональный центр геоинформации в этом году приступил к разработке геоинформационной системы округа, информировал собравшихся генеральный директор компании “Уралгеоинформ” А. А. Алябьев. На сегодня на территории округа уже разработаны и внедрены несколько ведомственных ГИС. Разработка системы округа включает их интеграцию. В качестве основы будущей ГИС компания выбрала две цифровые карты России в масштабе 1 : 8 000 000, 20 карт территории округа в масштабе 1 : 1 000 000 и 371 карту в масштабе 1 : 200 000.

Содержащаяся в этих картах информация будет привязана к БД разрабатываемой ГИС. Предполагается определить так называемые тематические слои и выработать классификаторы тематических карт, включая экономические. Необходимо сформировать единое геоинформационное поле, и с этой целью в Екатеринбурге уже в течение двух лет под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в УрФО проходят межрегиональные конференции, участники которых занимаются решением данной проблемы. Очередная такая конференция пройдет в начале апреля 2004 г.

Городской думой Екатеринбурга принята концепция информатизации города на период 2002—2010 гг. В рамках ее предусмотрена реализация программы “Электронный Екатеринбург”, разработка которой поручена муниципальному унитарному предприятию “Екатеринбург Он-лайн”. Его директор И. Г. Самсонов рассказал, что к настоящему моменту уже проведено обследование органов местного самоуправления и крупных МУП на предмет наличия у них собственных ИС, разработан прототип муниципальной ИС и подготовлен паспорт программы “Электронный Екатеринбург”.

К основным задачам информатизации И. Г. Самсонов отнес выявление, систематизацию и анализ имеющихся на территории города информационных ресурсов, а также формирование нормативной базы. На основе полученных результатов будут разработаны приложения, образующие ядро муниципальной ИС: АС учета населения, ГИС, АС муниципальной статистики, “электронная мэрия” и ряд других. Предусмотрены создание и развитие общественных пунктов доступа к муниципальным информационным системам, единой городской информационно-транспортной сети, Web-порталу города.

Программу “Электронный Екатеринбург” в рамках ФЦП “Электронная Россия” предполагается реализовать в три этапа. На первом этапе (2004—2005 гг.) предстоит разработать и принять основные нормативные документы, сформировать инфраструктуру управления процессом информатизации, провести инвентаризацию, тестирование и модернизацию имеющихся информационных ресурсов и систем, составить техническое задание на муниципальную информационную систему.

Второй этап (2006—2007 гг.) — это создание основных подсистем муниципальной ИС, их интеграция и формирование в Екатеринбурге структурированного городского информационного пространства, представляющего собой совокупность информационных ресурсов, систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил. Третий этап (2008—2010 гг.) заключается в доработке и развитии возможностей муниципальной ИС и ее компонентов.





  
14 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Инфокоммуникации на Урале

бизнес

• Avaya делает акцент на ПО

инфраструктура

• Как выбрать беспроводной сетевой адаптер

• Превосходные устройства NAS

информационные системы

• SIP готов к штурму

• Тестируем SIP-телефоны

• Active Directory: учимся на горьких ошибках

• Такие разные информационные табло

сети связи

• «Боинги» оптических сетей

• На что способны QoS?

кабельные системы

• Достаточно ли прочен ваш кабель Ethernet?

• Выбор оптоволокна для горизонтальной сети

защита данных

• Спор вокруг NIP-систем

новые продукты

• Terayon BW 3000 с поддержкой DOCSIS 2.0; Новые серверы NovaScale компании Bull; Новые радиорелейные станции компании Alcatel; Ethernet потоками Е1; Ethernet через сеть SDH


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2005 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх