Ж у р н а л о к о м п ь ю т е р н ы х с е т я х и т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х т е х н о л о г и я х |
![]() |
![]() |
ПОИСК: | ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: | НОМЕР: | |||||||
ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | Номеров • Подписка |
Роль гражданских институтов в построении информационного общества Е. Г. Дьякова На сегодняшний день сложился устойчивый стереотип, согласно которому некоммерческим организациям вроде бы нет особой необходимости участвовать в развитии информационного общества, поскольку в современной России с этим вполне успешно справляются бизнес и государство. Но так ли это на самом деле? Да, сейчас благодаря частным инвестициям инфокоммуникационные технологии (ИКТ) превратились в одну из самых стремительно развивающихся отраслей российской экономики. Но с учетом инвестиционных рисков и операционных расходов в сферу интересов бизнеса попадали и продолжают попадать в первую очередь самые привлекательные рынки, с высокой доходностью. Поэтому, как и во всем мире, информатизация в стране началась с мегаполисов и крупных городов и только затем постепенно стала переходить на менее привлекательные, низкодоходные, рынки. Это, так же как и во всем мире, породило внутри федерации “цифровое неравенство” и сформировало группы “информационно богатых” и “информационно бедных” и, что является уже нашей российской спецификой, усилило расслоение общества, и без того уже разделенного на множество групп. Конечно, эти внутренние противоречия (экономические, поколенческие, ценностные и др.) существовали и раньше, однако с появлением ИКТ возникла опасная тенденция к их расширению и углублению. Авторы Федеральной целевой программы “Электронная Россия” исходят из того, что решение проблем информатизации страны в приемлемые сроки невозможно только за счет использования существующего рыночного механизма и требуется государственная поддержка на всех уровнях. Информатизация государственного управления не случайно является одной из главных задач данной программы. По мнению ее разработчиков, именно отставание в этой сфере и создавало барьеры для ускоренного распространения новых коммуникационных технологий и повышения эффективно-сти государственного управления. В настоящее время в данной сфере, как и в сфере бизнеса, наблюдаются некоторые успехи. Для примера сошлюсь не на Москву или Санкт-Петербург, а на Ханты-Мансийский автономный округ — Югру. Там с самого начала пошли по пути отработки концептуальных основ региональной информатизации. Еще в 1996 г. постановлением губернатора Ханты-Мансийского округа А.В. Филипенко была утверждена Концепция информатизации региона. Внимание, проявляемое к информатизации на самом высоком уровне и тщательная проработка нормативной базы*, позволили Югре достичь весьма весомых результатов. Сейчас там активно ведется работа по созданию системы персонального учета населения, государственные и муниципальные органы власти переходят на электронный документооборот, вводится электронная “социальная карта”, работает окружной Образовательный портал и один из лучших официальных сайтов органов власти в стране. На общенациональном же уровне стратегия перехода к информационному обществу реализуется не слишком эффективно. Общепризнанно, что острейшей проблемой в данной сфере остается “лоскутный” характер информатизации государственного управления: органы власти внедряют ИКТ, не всегда взаимодействуя друг с другом и не координируя свои усилия, что порождает множество трудностей и нестыковок. Проблемы и задачи Почему же внедрение ИКТ усиливает разделение общества, вместо того чтобы укреплять его единство? Одной из причин этого является то, что, какой бы эффективной ни была деятельность бизнеса и государства в сфере информатизации, она направлена в основном на решение задачи доступа к ИКТ, т. е. повышения уровня обеспеченности соответствующим оборудованием и программами. Но, как известно, готовность перехода к информационному обществу предполагает еще и развитие человеческого фактора — иначе говоря, соответствующим образом мотивированных и обученных пользоваться возможностями, предоставляемыми ИКТ, людских ресурсов. В противном случае возникает ситуация, с которой, например, столкнулись в некоторых регионах при реализации программы “Почты России” в части создания на базе сельских почтовых отделений пунктов коллективного доступа в Интернет. Идея была самая благая: дать сельским жителям, которые однозначно относятся к группе “информационно бедных”, возможность пользоваться современными информационными технологиями. Однако оказалось, что отправлять письма по электронной почте некому, да и вообще они часто просто не имеют представления, зачем им может понадобиться Интернет. Кроме того, по федеральному тарифу стоимость доступа в Интернет составляет примерно 60 р. в час, что на селе является большой суммой. В результате, несмотря на факт “электронной подключенно-сти”, сельские жители как ранее не пользовались ИКТ, так и до сих пор ими не пользуются. Вот поэтому-то участия бизнеса и государства в формировании информационного общества недостаточно — для преодоления информационного расслоения общества необходимо привлечение гражданских институтов. В чем же должна состоять их роль? Эта тема подробно обсуждалась на заседании секции “Роль общественных организаций в построении “Электронного государства””, проведенном в рамках научно-практической конференции ““Электронное государство”: подходы к реализации и перспективы развития”, которая состоялась в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Данная конференция завершила серию дискуссий о роли новейших технологий в процессе формирования электронного общества и была организована Сенаторским клубом Совета Федерации ФС РФ при поддержке Комиссии по информационной политике СФ ФС РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства по информационным технологиям. Один из выводов, сформировавшихся в результате обсуждения на заседании секции: необходимо акцентировать внимание государственных и региональных органов управления и общественных организаций на разработке комплекса мер по повышению компьютерной грамотности населения и формированию информационной культуры граждан. Задача институтов гражданского общества состоит в том, чтобы выполнять функцию связующего звена, обеспечивающего взаимодействие граждан с государством и бизнесом, как основными инициаторами процессов информатизации. Явно назрела потребность в общественной экспертизе процессов в сфере информатизации с целью оценки их соответствия потребностям различных слоев населения и того, насколько они содействуют превращению “цифрового раскола” в “цифровые возможности”. Надо сказать, что сейчас этой проблемой в России занимаются несколько организаций. Здесь хочется привести хотя бы пару примеров, указав прежде всего на работу Российского комитета программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, а также на деятельность санкт-петербургского Института свободы развития информации и Портала развития информационного общества в России (ПРИОР), особенно его югорского фрагмента. Однако, говоря откровенно, в целом институты гражданского общества в России пока занимаются вопросами информатизации явно недостаточно. Данная проблема, что называется, не стоит в “повестке дня” и публичного не обсуждается. А это необходимо, так как, несмотря на то, что информатизация — дело очень сложное, специфическое, требующее наличия высококлассных специалистов, переход к информационному обществу заключается не только во внедрении новых технологических процессов в государственное управление и бизнес, не только в переходе к “электронному документообороту” и открытии официальных сайтов, а требует еще и инициации процесса формирования “электронных граждан”, способных эффективно взаимодействовать с “электронным государством”. Но в данный момент государство и бизнес озабочены в основном проблемами, что строить, как строить, как повысить эффективность использования ИКТ, в то время как вопрос: для кого строить? — зачастую остается в стороне. Связующее звено Если понятие об “электронном государстве” у нас неплохо разработано, намечается даже “дорожная карта” перехода к “электронному правительству”, то о том, каким должен быть “электронный гражданин”, существуют самые туманные представления. И это сразу становится понятным, когда мы обращаемся к анализу продуктов, предназначенных непосредственно для граждан. Возьмем, например, сайты органов власти. Их имеют почти все федеральные структуры и большинство региональных и муниципальных. Но возникает вопрос: а нужна ли гражданам размещенная на этих сайтах информация? Вполне возможна ситуация (и нам приходилось с ней сталкиваться), когда данные, имеющие определяющее значение с точки зрения государственных органов, оказываются бесполезными с точки зрения граждан, и, наоборот, то, что кажется крайне важным и полезным гражданам, не воспринимается в качестве такового чиновниками. Вот тут и должно вмешаться “связующее звено”, о котором речь шла выше, — институты гражданского общества. Напомню, что главной задачей Общественной палаты РФ, согласно Федеральному закону РФ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ, является именно “согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития”. Каковы же механизмы согласования интересов в сфере формирования информационного общества? Прежде всего необходимо вывести проблему в пространство публичного обсуждения. Если вернуться к официальным сайтам органов власти, то сегодня они в основном создаются по так называемому структурно-ориентированному принципу: их архитектура воспроизводит структуру соответствующего органа власти, что требует от пользователя достаточно высокого уровня компетентности и знания специфических особенностей деятельности государственных институтов. А это означает, что значительная часть населения так и не смогут стать “электронными гражданами” и воспользоваться предоставленными им возможностями. Как показывает мировой опыт, для повышения интерактивности взаимодействия государства и его граждан необходим переход к проблемно-ориентированным информационным ресурсам, не требующим от пользователя специальных знаний. В качестве примера могу привести сингапурский портал E-citizen, навигация на котором построена по принципу “путешествие по жизни”. Первые шаги Безусловно, переход на проблемно-ориентированные информационные ресурсы требует времени и значительной предварительной подготовки. Тем не менее отдельные элементы такого подхода уже просматриваются на ряде официальных сайтов. В частности, на официальном сайте органов власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры имеется специальный подраздел “Информация для граждан”, в котором содержатся полезные правовые сведения, перечень необходимых документов, инструкции и образцы заявлений и справок, требующихся при обращении в различные органы власти. Так, в разделе “Выдача и замена паспортов” размещена информация о правилах выдачи документа, удостоверяющего личность, а также форма заявления о выдаче или смене паспорта, образец справки об утрате паспорта и т. д. Там же работает “Дискуссионный клуб”, на котором посетители обсуждают проблемы развития округа и страны в целом. Кроме того, у них есть возможность задать вопрос непосредственно губернатору округа А.В. Филипенко и также через сайт получить на него ответ. Это только один из примеров, показывающий возможности государственных информационных ресурсов даже без использования онлайн-взаимодействия. И тут можно говорить о второй функции гражданского общества как связующего звена между государством, бизнесом и гражданами: о его способности не просто вывести проблему в сферу публичного обсуждения, но и организовать ее общественную экспертизу. Что это означает на практике? Оценку результатов информатизации с позиций общественных (именно общественных, а не государственных или частных) интересов. Так, недавно было принято решение провести в Уральском Федеральном округе открытый конкурс на лучший сайт органов власти. Требуется оценить официальные сайты органов власти именно с точки зрения их общественной значимости и того, насколько успешно они обеспечивают налаживание обратной связи с населением. Ведь официальный сайт — это даже не “портрет”, это “автопортрет” власти. К сожалению, зачастую он бывает монотонным и расплывчатым и соответственно не вызывает к себе доверия. В экспертный совет и жюри конкурса входят как крупнейшие региональные специалисты по информатизации, так и представители некоммерческих организаций со всей России, занимающиеся мониторингом развития информационного общества, медиаобразованием и т. п. Будет вынесена компетентная оценка уже существующим сайтам и выделены те из них, что наиболее эффективно работают с населением. Данный конкурс запланировано впоследствии распространить на всю Россию. Разумеется, конкурс — это только один из шагов в направлении публичного обсуждения процессов информатизации. Для координации усилий государства, бизнеса и гражданского общества в сфере информатизации, на наш взгляд, необходим более широкий подход. Большую роль здесь может сыграть Общественная палата РФ, тем более что задачи стоят общие: от того, насколько граждане сумеют использовать новые возможности, предоставляемые им информатизацией, во многом зависит их уровень доверия к власти. Повышение уровня доверия к власти в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ было названо важнейшей задачей государственной политики. Использование информационных технологий для того, чтобы добиться открытости, прозрачности и оперативности в деятельности органов власти — вот путь повышения доверия к ним. Решать эту проблему нужно вместе: власти, бизнесу, гражданскому обществу. Об авторе Дьякова Елена Григорьевна, д-р политических наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН, секретарь Собрания общественных объединений Уральского Федерального округа (www.soo-urfo.ru), член Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Телефон: 8-912-241-8723 E-mail: ms_urfo@bk.ru
| ![]() |
![]() |
Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. | ![]() |